15 февраля 2023
Роман Литвинов
439

Банковские мошенники ставят рекорды

В ЦБ рассказали о рекордном объёме украденных средств в 2022 году, представили портрет типичной жертвы злоумышленников и объяснили, почему банки отказываются от компенсации потерянных средств.

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Банк России 14 февраля опубликовал обзор мошеннических операций, в котором приведена статистика объёма украденных средств, методы злоумышленников, составлен портрет жертвы злоумышленников и дано объяснение, почему банки отказываются компенсировать потерянные деньги. Мы расскажем о самом главном в нашем обзоре.

Рекордный объём украденных средств

В 2022 году объём мошеннических операций достиг 14,2 миллиардов рублей. Этот показатель на 4% превышает показатель 2021 года и является рекордным для банковской отрасли. При этом злоумышленники теперь работают на качество, так как количество мошеннических операций сократилось на 15% впервые за последние 7 лет.

Огромная доля атак злоумышленников приходится на систему дистанционного обслуживания, мошенники используют фишинг, методы социальной инженерии, а также вредоносное ПО, чтобы украсть средства через приложения мобильного банка.

Доля фишинга в общем количестве атак практически весь год составляла более 70%, а в конце года сократилась до 60%.

Эксперты связывают рекордное количество украденных средств с двумя факторами: нарушенные цепочки поставок, из-за которых пришлось искать обходные пути, где часто попадаются мошенники и геополитическая обстановка, благодаря которой злоумышленники выманивают средства под видом сборов материальной помощи и предлагают услуги, позволяющие быстро покинуть страну.

Банки не компенсируют жертвам потери

В Банке России отметили, что объём возврата денежных средств продолжает оставаться на рекордно низком уровне. В 2022 году банки вернули жертвам мошенников лишь 3,4% от всех украденных средств.

ЦБ связывает это с высокой долей атак с использованием социальной инженерии. То есть, клиенты сами сообщают данные или переводят средства мошенникам, что не может расцениваться банком как основание для возврата средств.

Виноватыми, в большинстве случаев, считают самих клиентов. Хотя доля социальной инженерии снижается и эксперты видят противоречия в таких заявлениях.

Портрет типичной жертвы мошенников

В отчёте Банка России представили также статистику, отражающую какие категории граждан чаще всего становятся жертвами банковских мошенников. Пенсионеры заняли только третью строчку, а лидер оказался вовсе неочевидным.

Больше всего атакам злоумышленников подвержены работающие мужчины 25-44 лет со средним уровнем дохода, проживающие в городе и пользующиеся онлайн-банкингом. Женщины отстают всего лишь на 1%.

На втором месте возрастная категория 45-54 года, а пенсионеры закрывают этот топ.

Читайте также
Двухфакторная аутентификация оказалась очень уязвимой к атакам
15 апреля 2024
Обеспечение информационной безопасности КИИ. Лекция Максима Ковалёва
10 апреля 2024
19 миллионов пользователей Android из России стали жертвами хакеров
23 апреля 2024