DFIR — методы реагирования на инциденты
Процесс DFIR заключается в фиксации, расследовании и предупреждении событий, отражающихся на ИБ, и характеризуется четкой структурой, включающей в себя последовательные этапы:
Подготовка
- Формирование алгоритма реагирования.
- Распределение обязанностей в команде ИБ-специалистов.
- Назначение ответственных лиц.
- Подбор и настройка мониторинговых инструментов, обновление защитных систем.
Фиксация
- Эксплуатация IDS/IPS.
- Отслеживание сетевого трафика.
- Сбор логов.
- Использование прочих систем.
Локализация
- Остановка инцидента.
- Сокращение потенциального ущерба.
Расследование
- Выявление причин угрозы.
- Фиксация типа и объема ущерба.
- Систематизация и анализ собранной информации.
Восстановление
- Устранение уязвимостей.
- Возобновление операционных процессов.
- Составление отчетности.
- Формирование рекомендаций, направленных на минимизации возможности возникновения аналогичного инцидента.
Подготовка, включающая в себя разработку плана реагирования IRP, считается важнейшим этапом. Для повышения эффективности подготовительных мероприятий рекомендуется:
- разработать и систематически актуализировать регламент ИБ компании.
- Регулярно проверять системы на наличие ошибок.
- Постоянно повышать уровень ИБ-грамотности персонала.
Действенный IRP закрывает ключевые вопросы, а именно способа обнаружения и идентификации инцидента, методов сокращения ущерба, ликвидации последствий, противодействия аналогичным инцидентам и ведения отчетности. Чем конкретнее освещены материалы, тем проще будет работать с IRP.
Цель этапа фиксации заключается в поиске источника опасности или уязвимости, которая была эксплуатирована. Чаще всего для обнаружения угроз используются решения, ориентированные на мониторинг вторжений (IDS), управление событиями (SIEM) и предотвращение нападений (IPS). Идентификация инцидентов затруднительна без постоянного сбора информации о возникающих аномалиях, актуализации и тестирования защитного ПО, а также слаженной работы соответствующих специалистов.
Суть локализации сводится к обретению контроля над ситуацией и снижении рисков, соответственно, ущерба. В числе наиболее действенных решений значатся отключения системы или ее функциональной части, коррекция правил файрвола или изоляция.
Рекомендуется наладить системы межсетевых экранов, обеспечить оперативную связь с ответственными лицами, задействовать инструменты управления доступом, чтобы ускорить изоляцию поврежденных отделов.
За локализацией атаки следует ее анализ, включающий сбор логов, трафика, образов памяти. Все этапы расследования подлежат документированию. В процессе оценки событий и действий, связанных с инцидентом, следует использовать специализированные легитимные решения. Чаще всего применяются:
- ExifTool – для исследования метаданных.
- Wireshark и Scapy – для сетевого трафика.
- Recuva и TestDisk – для восстановления файлов.
- Volatility – для образов памяти и извлечения данных о процессах, соединениях, загрузках и т.д.
Для ускорения восстановления рекомендуется обновлять копии критически важной информации, устранять уязвимости и тестировать инструменты. Восстановление считается завершенным, когда система вернулась в полноценный рабочий режим.
Предупреждению новых инцидентов способствует ведение документации и журнала инцидентов. Все выводы и действия стоит обсудить с лицами, в чьей зоне ответственности находится ИБ компании. Своевременное реагирование, наличие четкого плана действий, использование современных методик и постоянное повышение квалификации сотрудников минимизируют потенциальный ущерб.