Пользователи не доверяют организациям и онлайн-сервисам
Согласно опросу, почти каждый россиянин переживает за свои персональные данные. 90% считают, что их могут украсть хакеры или они попадут в свободный доступ в результате утечки. При этом 94% называют действия сотрудников этих же организаций – ключевой причиной утечек данных. Такие данные показывает и официальная статистика, так как человек является наиболее слабым звеном в цепи передачи информации. При этом роль играет не только преднамеренный слив информации инсайдерами, которых сейчас активно ищут хакеры, но и случайные ошибки, которые принято называть человеческим фактором.
В результате утечек персональные данные россиян оказываются в свободном доступе. Даже слив номера телефона приводит к нежелательным последствиям. 91% опрошенных хотя бы 1 раз сталкивались с телефонными мошенникам, а 31% пользователей и вовсе становились жертвами такого мошенничества.
За 2022 года объём 10 крупнейших утечек превышает 1,5 миллиона записей. Самая популярная тройка данных – полное имя, номер телефона и адрес электронной почты. В отдельных случаях хакеры сливают и данные паспортов, а также учётные для популярных сервисов.
Злоумышленники в последнее время очень активно ищут инсайдеров в российских компаниях и готовы платить большие деньги, отмечают в «Лаборатории Касперского». Такой способ получить доступ к системе обходится хакерам дешевле, чем поиск уязвимостей и взлом.
Минцифры уже в осеннюю сессию планирует принять законопроект об оборотных штрафах для компаний, которые допустили утечку данных. Глава ведомства серьёзно настроен направлять эти средства не в бюджет, а на компенсации пострадавшим. Ранее эксперты называли это очень сложным в реализации механизмом. Минцифры понимает сложность реализации, но планирует принять все необходимые меры для реализации.