Коротко о важном: свобода интернета 2018. Доклад от Агора

Сухой факт: в 2018 году в российском сегменте интернета 662,8 тысяч раз была нарушена свобода пользователей. Правительство России координально меняет подход к контролю интернета. Россия движется от блокировки провайдеров и отдельных пользователей к получению контроля над платформами.

К такой смене подхода приводит осознание того, что блокировки на уровне провайдеров — вещь малоэффективная. Куда более действенно будет монополизировать рынок доступа в Сеть и склонить к сотрудничеству крупные сервисы. В результате такой схемы государство может получить контроль над глобальными платформами, имеющими доступ к информации о пользователях и реальную возможность ограничивать распространение информации.

В 2017-м году правозащитники выявили 115,7 тыс. нарушений свободы в интернете. Основной прирост в 2018-м связан с блокировками интернет-страниц и запретами информации (110 тыс. случаев в 2017 году против 649 тыс. в 2018-м).

По подсчетам Международной правозащитной группы «Агора», в 2018 году власти каждый день блокировали 1,3 тыс. страниц в интернете, каждые восемь дней суды приговаривали пользователей интернета к реальным срокам лишения свободы.

Полную версию доклада вы можете прочитать здесь.

Согласно ежегодному докладу Freedom on the Net 2018: The Rise of Digital Authoritarianism, подготовленному неправительственной организацией Freedom House, Россия с 67 баллами из 100 четвертый год подряд остается в группе из 19 стран с несвободным интернетом вместе с Китаем, Эфиопией, Ираном и Сирией6. Эксперты организации в частности отметили роль русских хакеров и троллей в распространении фейк-ньюс, а также усилия российского правительства в продвижении концепции цифрового суверенитета. Наиболее ярким примером этой эволюции называется попытки блокировки Telegram.

2018 год отмечен серией централизованных отключений интернета операторами «большой тройки» во время массовых протестов в Ингушетии против изменения административной границы с Чечней. Местные жители утверждают, что на протяжении последнего десятилетия такое происходит регулярно. (Подробнее).

В отчете отдельно удостаиваются внимания законодательные иницииативы, а именно: приняты поправки в статью 17.15 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за отказ удалить информацию, запрещенную решением суда. Одновременно в Уголовный кодекс вводится наказание до 1 года лишения свободы за злостное неисполнение такого требования.

В декабре 2018 года вступили в силу поправки в Закон «Об информации», позволяющие во внесудебном порядке блокировать призывы к совершению противоправных действий, представляющих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и других лиц.

А «Закон о суверенном Рунете» предусматривает введение жесткого централизованного контроля над точками обмена трансграничным интернет-трафиком, позволяющим по усмотрению властей отключать отдельные сервисы, типы трафика, ограничивать доступ в интернет отдельных лиц и территорий в соответствии с заданными параметрами. Законопроект также предусматривает чрезвычайный режим управления Рунетом, когда при возникновении «угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования» Роскомнадзор может брать на себя централизованное управление всеми сетями связи.

Давление на глобальные платформы явно усиливается, а время
бесконечных уговоров и торговли подходит к концу. Оштрафовав Google за
отказ включиться в систему государственной цензуры, Роскомнадзор
немедленно установил новый 30-дневный срок, продемонстрировав
готовность поставить штрафы за отказ от сотрудничества на конвейер.
Twitter и Facebook также предупреждены – ведомство анонсировало
проверку соблюдения компаниями заведомо невыполнимого закона о
локализации пользовательских данных. Власти подготавливают почву для
блокировки сервисов, которые считают основными катализаторами массовых протестов,

пытаясь представить ее как требование соблюдать национальное законодательство.
Делегирование полицейских и цензорских функций частным игрокам не
только минимизирует ущерб репутации, но и, очевидно, более оправдано
с точки зрения расходования ресурсов и эффективности контроля.
Можно с уверенностью прогнозировать всплеск судебных разбирательств
пользователей с интернет-сервисами, в которых предметом спора будет
защита базовых прав и свобод, прежде всего – права на уважение частной
жизни и свободу слова. «Судитесь с провайдерами» – так пророчески
написал в 2014 году Конституционный суд Российской Федерации в своем
определении по делу владельца блога об электронном книгоиздании
Владимира Харитонова, первого, кто обжаловал блокировки по «Закону о
черных списках»65.
С другой стороны, ополчившись на сервисы, российские власти фактически
подтвердили, что не могут полностью их контролировать и зависят от
позиции частных компаний. Это повышает их влиятельность и важность
гражданской поддержки тех из них, кто демонстрирует нелояльность, а в
политических спорах с государством выступает на стороне пользователей.
Как видно, даже, казалось бы, полностью зависимый от российских властей
ВКонтакте был вынужден реагировать на публичную критику и, пусть
осторожно, но выступить в защиту конституционных прав граждан.

Фрагмент доклада «Свобода интернета 2018».

По материалам BBC и Агора